Перегрев моторного масла в двигателе: причины и последствия

12.01.2023
Опытные водители знают, что моторное масло предназначено для отвода тепла и продуктов сгорания от деталей двигателя, снижение трения, защиты от износа и коррозии, а также от образования отложений и уплотнения зазоров между деталями поршневой группы.

Поэтому в составе масла вы найдете не только базовый продукт или его композиции, но и пакет присадок с модификатором вязкости.
Срок службы и обеспечение возложенных на него функций во многом зависит от качества компонентов, условий работы и температурного режима. Кстати, о последнем пункте и речь пойдет в статье. Давайте разберемся, чем грозит перегрев масла и почему отступление от температурной нормы чревато серьезными последствиями.



Контролируем температуру

В вопросах контроля температурного режима двигателя мы привыкли ориентироваться на показатели температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка указателя стабильно держится возле отметки +90°С, то мы можем быть спокойны и уверены, что двигатель не перегревается.

Современные электронные щитки приборов многих легковых автомобилей позволяют контролировать не только температуру ОЖ, а температуру моторного масла и даже температуру масла в трансмиссии (больше относится к категории SUV). И как показывает практика, температура моторного масла может находиться в диапазоне от +100°C до +180°C. Это, конечно же, зависит от климатических условий эксплуатации и от качества смазочного материала. Те температурные показатели моторного масла, которые мы видим на щитке приборов, на самом деле отражают температуру масла в поддоне двигателя. В зоне верхних поршневых колец турбированного бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания температура металла поршня может достигать и до +350 °C.

При сильном нагреве моторного масла его вязкость снижается и прочность масляной пленки в зоне предельного трения в паре "кольцо - стенка цилиндра" снижается. Соответственно, повышается износ, который приводит к снижению ресурса и, как следствие, преждевременному ремонту агрегата.

Надо понимать, что нагрев масла до +150°C-180°C – это достаточно частый случай эксплуатации легкового автотранспорта. Приведу пример: когда мой товарищ прислал мне фото щитка приборов своего автомобиля АУДИ А6 с двигателем 1,8 Т, где на указателе температуры масла стрелка прибора указывала на +180°C. Для того чтобы поднять температуру масла до этих показателей оказалось достаточно в течение 15-ти минут двигаться по трассе (летом) со скоростью 160-180 км/час. И это при том, что в двигатель было залито масло высокого качества, а машину был оборудован масляным радиатором. Я порекомендовал другу остановиться и, не глуша двигатель, дождаться понижения температуры. Вскоре температура масла понизилась и он продолжил путешествие.
Кроме снижения противоизносных свойств, во время перегрева моторного масла происходит разрушение модификаторов вязкости, а также возможно повышенное образование отложений (об этом я уже писал в блоге). Если масло отработало 2/3 своего ресурса, то повышенные температурные и механические нагрузки могут привести к резкому увеличению расхода моторного масла на угар.

Предотвращаем перегрев двигателя и моторного масла

Для этого используйте качественные смазочные материалы, поддерживайте радиаторы системы охлаждения и кондиционера в чистом виде. Своевременно меняйте охлаждающую жидкость и следите за уровнями масла и ОЖ. И если в силу каких-то непредвиденных обстоятельств произошел кратковременный перегрев двигателя, обязательно замените ОЖ и моторное масло. Замену масла можно произвести с использованием 15-ти минутной промывки системы смазки и последующей замены масла в двигателе (максимум через 5 тысяч километров).
И в завершение: компьютерную диагностику систем автомобиля рекомендую делать дважды в год – весной и осенью. Это обезопасит вас и ваш автомобиль от неприятных неожиданностей.