Внедрены новые стандарты моторных масел API SP и ILSAC GF6 – что это вам дает?

21.12.2021

С 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для бензиновых двигателей: API SP и ILSAC GF-6A / GF – 6B. Они пришли на замену API SN и ILSAC GF-5.

Стандарт был введен по просьбе автопроизводителей организациями API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международный консультативный комитет по спецификации смазочных материалов).

image (1).jpg

Канадская компания смазочных материалов Petro-Canada одна из первых получила сертификаты на масла линейки SUPREME новых стандартов API SP и ILSAC GF6. Купить их на территории Республики Беларусь можно в нашей компании или в официальном интернет-магазине PROBKA.BY.

Чем новый стандарт SP лучше?

Стандарт API SP ужесточил требования к свойствам масел по сравнению с API SN для сохранения ресурса двигателей, продления срока их службы и экономии топлива.

image (2).jpg

Какие основные преимущества SP перед SN?

  • Защита от преждевременного неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (LSPI);
  • Защита от износа цепи ГРМ;
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Более высокие требования к количеству образованного маслом шлама и лака;
  • Улучшение топливной экономичности по сравнению с “базовым образцом” моторного масла SAE 20W-30;
  • Улучшение совместимости с системами доочистки выхлопных газов;
  • Совместимость с топливом, содержащим высокий уровень этанола (E85).

Почему API SN устарел?

Жесточайшие нормы по расходу топлива и выбросу парниковых газов заставляют конструкторов реализовывать процессы работы ДВС, которые еще недавно казались фантастическими. Так, с одного литра рабочего объема двигателя внутреннего сгорания, сейчас снимается более 130 л.с. и более 180 н.м. крутящего момента. Еще недавно этих показателей было в 2 и больше раз меньше.

Большие удельные мощности двигателя предполагают высокие термические и механические нагрузки на детали двигателя, которые в первую очередь воспринимаются моторным маслом. Именно поэтому, в последнее время довольно часто обновляются стандарты моторных масел, в которых принципиально улучшаются характеристики.

Пробки на дорогах, светофоры

Высокие температуры и механические нагрузки, воздействуя на смазочный материал, могут изменять его начальные параметры за очень короткие промежутки времени. Поэтому, в новом стандарте масел для бензиновых двигателей API SP, который был принят в мае 2020 года, изменения были направлены, в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию.

image (3).jpg

API SP был принят для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах, известного как "калильное зажигание" (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений.

Эти свойства были достигнуты более жесткими требованиями к маслу по защите от образования отложений и нагара. По сравнению с предыдущим стандартом качества API SN, устойчивость к повышению вязкости в лабораторном тесте из-за окисления допускалась в 200%, в новом стандарте API SP не больше 150%.

Поршни и кольца

При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать нагар на поршнях и кольцах.

image (4).jpg

В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов.

Чистые поршни и кольца – не самоцель разработчиков новых стандартов. Отсутствие нагара снижает износ двигателя (нет абразива) и создает предпосылки для длительного поддержания проектной мощности и расхода масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. Допустимое общее загрязнение двигателя нагаром и шламом было снижено с 8 баллов до 7.6.

Граничная концентрация

Существенные улучшения параметров, наконец позволили ввести в новый стандарт API SP, такой важный параметр как граничная концентрация продуктов износа деталей двигателя, изготовленных из сплавов железа.

Популярная у потребителей услуга по спектрометрии масла, теперь косвенно обусловлена ​​в новом стандарте качества. Правда в стандарте приведены граничные концентрации железа в 400 ррм за моторный тест, однако теперь можно провести определенные корреляции и отследить тенденции работы масла.

Так, практика показывает, что эксплуатация технически исправных двигателей на маслах Petro-Canada Supreme дает прирост концентрации железа за весь срок службы масла всего не более чем на 10-20 ррм.

Экономия топлива

Благодаря высокой устойчивости масла API SP к изменению вязкости, разработчикам стандарта удалось выделить новый класс масла по экономии топлива.

Этот класс является дополнительным и масла, обладающие такими свойствами, имеют особую маркировку “Ресурсосбережение” (Resource Concerving), что указывается в нижней части маркировки или сокращенно возле категории API SP RC.

Предварительный стандарт API SN и старые, ссылались на “Энергосбережение”, но это отражало формальный акцент на экономию топлива.

Теперь улучшение топливной экономичности, в сочетании с API SP базируется на сравнении с эталонным маслом с вязкостью SAE 20W-30 и Petro-Canada Supreme имеет очень высокие цифры экономии в 1.5-2 раза при максимальных значениях:

  • xW-20 API SP3.8% против API SN2.6%
  • xW-30 API SP 3.1% против API SN 1.9%
  • 10W-30, 10W-40 API SP 2.8% против API SN 1.5%
  • xW-16a API SP 4.1% против API SN 2.8%

image (5).jpg

Требования класса "Ресурсосбережение" основаны на требованиях к маслам Международного Комитета по стандартизации и апробации моторных масел – ILSAC. Именно ILSAC, как организация, разрабатывает эти дополнительные требования к моторным маслам, чтобы они могли иметь статус "Ресурсосбережение" и помогали производителям автомобилей достигать общего снижения количества выбросов отработанных газов в атмосферу.

А как там у ILSAC?

На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.

  • ILSAC GF-6A сочетает характеристики API SP с улучшенной топливной экономичностью. ILSAC GF-6A – отвечает категории API SP Resource Concerving, дает потребителю все ее преимущества, и распространяется на все масла Petro-Canada Supreme классов вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W -30.
  • ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла Petro-Canada Supreme Synthetic SAE 0W-16.

Впечатляющие низкотемпературные характеристики линейки масел Petro-Canada Supreme с температурами замерзания ниже минус 45оС, а вязкостные ограничениями до 13000 сР при температурах запуска двигателя минус 35оС делают их уникальными и чрезвычайно выгодными для применения.

image (6).jpg

Выводы

API SN устарел и это обусловлено потребностями автопроизводителей для того, чтобы водители получали больше динамики и меньше вреда для двигателя и внешней среды.

Такое принципиальное усиление нормы вводится впервые за всю историю развития стандартов моторных масел. Оно свидетельствует о том, насколько важно иметь продукт, который длительное время противостоит высоким температурам.

Интересно, что компания Petro-Canada Lubricants так быстро прошла сертификацию по новому стандарту потому, что еще ранее характеристики масел линейки Petro-Canada Supreme существенно их превышали.

Переходите на новый стандарт и делитесь впечатлениями.